суббота, 14 апреля 2018 г.

Ступени освоения йоги

Хатха-йога — одно из наиболее распространённых направлений йогической традиции. 
Пожалуй, именно с неё и начинают знакомство с этой древней системой учений, основанной много веков, и даже тысячелетий, назад. Далеко не всем, даже занимающимся известно, что йога — это не только комплекс физических упражнений (асан), направленных на поддержание и коррекцию здоровья. Любая йога — это, в первую очередь, духовная практика, целью которой является просветление, слияние с Высшим, а путь к этому проходит через саморегуляцию и самопознание. Оно, в свою очередь, достигается через практику основных ступеней йоги.
Йога как музыка — она никогда не кончается.
Стинг.
Но и здесь не всё так просто. Человеку, который захочет разобраться в какой последовательности необходимо осваивать йогу, может встретить две очень похожих системы описания ступеней йоги. Одна из них это из Патанджали Йоги (Раджа Йоги, «Йога сутра» мудреца Пантаджали), другая из Хатха йоги («Хатха Йога Прадипики»), т.е. они обе взяты из двух самых древних манускриптов о йоге. 

Ступени Раджа-йога.
В первой из этих систем 8 ступеней - Яма, Нияма, Асаны, Пранаямы, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Эту систему очень часто ещё называют Аштанга йога. Т.к. «Ашт» это восемь, а «Анга» это части, конечности. Именно восемь ступеней к практике йоги переданы мудрецом Патанджали и слово «Аштанга», таким образом, является дословным переводом этого значения. 
Эта система ещё называется Раджа йога. Раджа переводится как «королевский», «императорский». Раджа йога – императорский союз, единение. 
Коротко говоря, Йога Патанджали – это практика самореализации, основанная на работе с сознанием и с внутренней энергией. При практике любой из её ступеней, основное внимание уделяется работе с энергетическими каналами (нади) и центрами (чакрами). 
Говоря более по-простому – эта разновидность йоги работает прежде всего с умом, с тонким энергетическими телами человека, с аурой.
Ступени Хатха-йоги.

В Хатха йоге же свои семь ступеней – Саткарма, Асана, Мудра, Пратьяхара, Пранаяма, Дхьяна, Самадхи (тоже обсудим их подробнее чуть позднее).
Под Хатха-йогой очень часто называют систему физических упражнений и техник, освоение которых подготавливают человека к другим видам йоги, таким как раджа-йога, гьяна-йога и бхакти-йога.
Хатха йога – это работа с сознанием посредством физического тела, что позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания. 

«Sariramadyamkhaludharmasadhanam|»| 

«Физическое тело дано для духовных практик, но практика высших состояний доступна только в свободном от болезней физическом теле.»

Давайте обратимся к значению слова «Хатха», состоящего из двух слогов – «Ха» и «Тха». «Ха» означает Солнце, Пингала или Сурья нади (солнечный канал) и соотносится с правой ноздрёй. «Тха» - Луна, Ида или Чандра нади (лунный канал) и левая ноздря.

Нади - это каналы в человеческом теле, по которым течёт психическая энергия. Хатха означает равновесие между каналами Ида и Пингала, сбалансирование ментальной энергии (Ида нади) и жизненной физической энергии (Пингала нади), ума и тела.

Основная цель Хатха йоги – очистить Ида и Пингала нади и объединить эти два канала с центральным каналом Сушумна нади.
На мой взгляд, Хатха йога и Раджа йога настолько тесно переплетаются с друг с другом, что практиковать их по-отдельности практически невозможно. Т.к. выполнение йоговских физических упражнений без работы с умом превращается в обычную, пусть и слегка продвинутую, зарядку. А Раджа-йога без проработки первых стадий Хатха-йоги практически бессмысленна (вспоминаем цитату из Махабхараты: Контролировать ум также сложно - как остановить ветер в степи).
Поэтому на первых занятиях нашей группы я говорил, что мы будем заниматься Хатха-йогой с активным вкраплением элементов Раджи-йоги, т.е. совместно и то и другое.

Но для чего вся эта теория сегодня?

Как обычно приходит в йогу сейчас человек? Он приходит на занятие в группу, расстилает коврик и вместе со всеми начинает делать разминку, потом подышит чего-то там и потом, тадам! – долгожданные и волшебные асаны, и особенно шавасана в конце.
Но в обоих этих древних системах ступень освоения асан находится не на первом месте!!!!!
Это означает, что с точки зрения древних учителей йоги сначала должны быть полностью(!) освоены предыдущие ступени, прежде чем переходить к любой следующей. Это как в школе сразу начинать со 2-го или 3-го класса, не научившись читать и писать.
Итак, что же за подготовительные ступени должны были проходить ученики йоги в древности прежде чем первый раз попробовать сделать какую то асану на коврике (тогда, правда, ковриков не было, а делали йогу на подстилках)?
И не в этом ли причина того, что огромное количество людей приходящих на занятия коммерческой йоги, т.е. йоги, нацеленной на быстрый результат, на йогу в гуне страсти, либо быстро бросают её, либо получают какие-то травмы или ухудшение своего физического состояния, боли в мышцах, либо прозанимавшись несколько лет не достигают нужного результат, т.е. такого состояние дел, когда занятия йоги должны приносить прежде всего ощущение счастья и блаженства, ощутимые изменения в здоровье и в теле, а не новые напряжения, боли и болезни)? 
Да, да, да!!!! Я не ошибся в последнем предложении.
Неправильное занятия йогой приносят болезни, травмы и главное, разочарование в этой системе!!!!! 
Это я ощутил и на себе тоже, когда в первый год ежедневных своих самостоятельных занятий йогой у меня «вылезло» несколько абсолютно неожиданных хронических или острых болезней, типа мочекаменной болезни в почках, и многое другое о чем в приличных обществах не рассказывают.
Итак, на мой взгляд, причина этого массового безобразия в том, что новички просто не с того начинают, проскакивая или по незнанию игнорируя какие то важные азы осваиваемого искусства владения собой. И я тоже не избежал этой ошибки и не сразу «въехал» в это, заплатив цену в виде нескольких травм, болезней и примерно 1,5 года почти бессмысленных, как я сейчас понимаю, ежедневных 2-3 часовых тренировок.
Так что же это за начальные ступени, без которых работа в асанах как бы бессмысленна, и которые должен пройти любой начинающий в йоге, прежде чем в первый раз расстелить коврик?
Их три – одна в системе Хатха йога (Саткарма или Шаткарма), две других в Аштанге йоге Яма и Нияма

А теперь, сразу попрошу всех слабонервных удалиться из зала! 

Если бы коммерческие йога и фитнес центры требовали обязательного освоения всего этого от всех своих ново входящих, то 99,999999999999999 % этих залов бы просто закрылись и разорились.

Но, с другой стороны, я полностью согласен со многими, в том числе и с современными учителями йоги, которые говорят, что именно пренебрежение начальными стадиями и попытки сразу перескочить на 3-й, 4-й и даже 5-й уровень освоения йоги также бесперспективны, как построение дома без фундамента. С тем что, в конечном счёте, изначально неправильный подход приводит к тому, что человек тратит много усилий и денег, а в результат пшик, или ещё хуже - травма и полное разочарование в йоге. 

«Не нужна нам ваша Таити. Плавали, знаем. Нас и здеся неплохо кормят»».

Нет, друзья, не плавали. И скорее всего - не знаете. А даже если знаете на уровне информации - то почти наверняка не применяете. 

Думая, что это маловажно. 

Или что мой случай особенный, ведь я почти не болею, и очень даже ничего внешне и внутренне, да и времени нет – и мне все это не обязательно нужно.

Что же это за начальные стадии?

Саткарма или Шаткарма – это система физической очистки организма, состоящая из 6 элементов (чисток). Sat – это 6, карма –действие, т.е. 6 действий.

Яма – это система запретов, самоограничений, если хотите «заповедей» йоги, которые должен выполнять йогин, если он хочет достигнуть успеха в своих занятиях.

Нияма - это внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего. Говоря по простому - парадигма позитивных ценностей, которые приводят к успеху в йоге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.